суббота, 7 сентября 2013 г.

Энцо Сичилиано "Жизнь Пазолини": "Стабат матер" («Stabat Mater»)


"...Показателен выбор типажей: Сюзанну, например, он решил показать как Богоматерь, охваченную страданием на Голгофе, у креста сына. Пьер Паоло "писал", "представлял для нее собственный "Стабат матер"*. Этот выбор, конечно, был особым проявлением любви, но вместе с тем это проявление некоего архаического чувства, почти непостижимого разумом: изобразить Марию из Назарета как "единственную" мать, которую можно сравнить только с собственной матерью..."


«Stabat Mater» - церковный католический гимн, названный по первому стиху "Стояла матерь скорбящая"

Стояла Мать скорбящая
Возле креста в слезах,
Когда на нем висел Сын,
Чью душу стенающую,
Сочувствующую и страдающую,
Пронзил меч.
О, как печальна и сокрушенна
Была Она, благословенная
Мать Единородного!
Как горевала и страдала
Благочестивая Мать, когда видела
Муки Сына восславленного.
Кто из людей не заплакал бы,
Мать Христа увидев
В таких мучениях?
Кто может не посочувствовать
Матери Христа, наблюдая
Страдания Её вместе с Сыном?
За грехи своего рода
Видела она Иисуса, в муках
Плетям подставленного,
Видела Сына милого, родного,
Умирать оставленного,
Испускающего дух.
О, Мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу страданий
И скорбеть вместе с Тобой.
Заставь гореть сердце моё
В любви к Христу Богу,
Чтобы Ему уподобиться[1].
Святая Мать, сделай это;—
Распятого муки
В моём сердце укрепи.
Твоего израненного сына,
Столь достойного, принявшего муки за меня,
Страдания со мною раздели.
Позволь мне рыдать с Тобою,
Сострадать Распятому,
Пока я буду жив.
У креста с Тобою стоять,
Тебе всей душой сопутствовать
В плаче хочу.
Дева дев Пресветлая!
Не будь же ко мне сурова,
Позволь мне рыдать с Тобою.
Позволь разделить с Тобой смерть Христа,
Страсти сделай причастником
И раны освежи.
Пусть меня ранят ударами,
Дай мне испить от Креста
И крови Сына.
Да не сгорю я в пламени [адском],
Тобою, Дева, буду защищён
В день Страшного суда.
Христос, когда я покину этот мир,
Дозволь мне молитвами Матери прийти
к победной вершине.
Когда тело умрёт,
Даруй моей душе
Райскую славу. Аминь.
Музыку к гимну в разное время писали такие композиторы, как Вивальди, Перголези, Гайдн, Шуберт, Россини, Дворжак, Верди и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий