среда, 1 февраля 2012 г.

Стивен Фрай "Неполная и окончательная история классической музыки": Моцарт "Дон Жуан", Вагнер

   "...Слушание классической музыки. Я мог предаваться ему, говоря словами Вольтера, "до тех пор, пока коров не загонят домой". И ах как это верно. Больше всего я любил слушать Моцарта и Вагнера, но и помимо них репертуар у меня имелся обширный. Впрочем, произведением, к которому я могу возвращаться и возвращаться, так и остался "Дон Жуан" - он похож на любимую прогулку, под конец которой обнаруживаешь нечто особенное, новое. Всегда обнаруживаешь нечто новое, и помногу. То же и с Вагнером. Мне давно уже удалось отделить этого довольно скверного человека от его музыки. Рихард Вагнер особой приятностью не отличался, а на его расовые и политические взгляды, и сами-то по себе не обаятельные, еще и попадает тень задушевных отношений потомков композитора с Гитлером*. Однако по плодам их узнаете их**: произведения Вагнера, возносящие любовь превыше силы, - это такие антифашисты, что лучших и желать не приходится..."
* Речь идет от внуках Вагнра, которые командовали Байрёйтским фестивалем (сейчас им заправляют правнуки композитора) при Гитлере, переделывая дедушкины либретто согласно нацистскому духу.
** Евангелие от Матфея (7:16)

© Stephen Fry, Incomplete & Utter History of Classical Music, 2004
© Сергей Ильин, перевод на русский язык, 2006
© «Фантом Пресс», издание , 2008



Комментариев нет:

Отправить комментарий